Трамблер (также называется «прерыватель-распределитель зажигания») — это важная деталь системы зажигания стандартного бензинового двигателя внутреннего сгорания, обеспечивающая искрообразование. Он подает напряжение на провода свечей когда поршень соответствующего цилиндра завершает цикл сжатия топливной смеси.
Назначение трамблера
Нормальная работа двигателя обеспечивается благодаря своевременному поджигу топливно-воздушной смеси в его цилиндрах. При этом система зажигания генерирует импульсы напряжения, которые передаются на контакты свечей. Они формируют искру, поджигающую смесь топлива и воздуха. В результате топливо воспламеняется и приводит в движение поршень.
Трамблер, являясь ключевым элементом зажигания, выполняет такие функции:
-
инициирует искрообразование, размыкая и замыкая электроконтакты прерывателя;
-
направляет напряжение в соответствующую свечу;
-
меняет момент искрообразования в соответствии с выбранным режимом работы мотора;
-
накапливает энергию в бобине.
Распределитель монтируется под капотом неподалеку от головки блока цилиндров. Высоковольтными проводами он соединяется с катушкой зажигания и свечами, а его низковольтный провод подключен к бобине.
Устройство распределителя зажигания
Конструкция трамблера состоит из нескольких деталей:
-
прерыватель контура низкого напряжения;
-
крышка;
-
распределитель высокого напряжения, генерируемого катушкой зажигания;
-
центробежный механический регулятор для изменения угла опережения зажигания (УОЗ);
-
вакуумный регулятор, меняющий УОЗ в соответствием с положением педали газа (дроссельной заслонки).
Прерыватель трамблера — сложное электромеханическое устройство, состоящее из следующих деталей:
-
вал с кулачками, вращающийся синхронно с коленвалом;
-
подвижные контактные пластины, размыкаемые кулачками вала;
-
конденсатор.
Количество кулачков на валу прерывателя соответствует числу цилиндров двигателя автомобиля. Большое количество подвижных деталей и окисляющиеся контакты прерывателя и распределителя снижают надежность узла. Поэтому на современных автомобилях используются бесконтактные системы зажигания, работающие без прерывателя. В них искра возбуждается электронной схемой, считывающей данные датчика положения коленвала.
Принцип работы распределителя зажигания
Трамблер в заданный момент размыкает первичную цепь зажигания и вторичная обмотка бобины выдает импульс высокого напряжения. Он подается на бегунок распределителя и, далее, на провод свечи. При этом механические регуляторы изменяют момент поступления напряжения на свечи. Центробежный регулятор увеличивает угол опережения во время возрастания оборотов и уменьшает при снижении. Вакуумный — уменьшает УОЗ при увеличении нагрузки на двигатель и увеличивает при ее снижении.
Основа работы распределителя зажигания — его жесткая связь с коленвалом мотора. Когда поршень в цилиндре заканчивает цикл сжатия и достигает верхней мертвой точки, контакты прерывателя замыкаются и импульс высокого напряжения проходит через провода и «бегунок» к соответствующей свече.
Топливно-воздушная смесь воспламеняется не мгновенно, поэтому искра возникает чуть раньше, чем поршень достигает ВМТ. Это описывается понятием «угол опережения зажигания» . Величина угла постоянно меняется в процессе работы двигателя и зависит от оборотов и положения дроссельной заслонки. Правильно подобранное опережение улучшает сгорание топлива и предотвращает детонацию. Таким образом УОЗ увеличивает КПД и продлевает срок службы двигателя.
Комментарии закрыты.